Алюминийосновной компонент сплава металлов, применяемого для изготовления велосипедных рам. В обиходе такая рама называется алюминиевой.
Амортизаторустройство для поглощения и гашения колебаний. Сама пружина не является амортизатором, потому что пружина не гасит колебания, а только воспринимает их и отрабатывает обратно. Назначение амортизатора - погасить обратный ход пружины. В велосипеде применяются передний амортизатор (в передней вилке) и задний амортизатор (в задней части рамы). Иногда в отношении амортизатора употребляют термин <подвеска>, хотя подвеска - более сложное устройство, включающее в себя амортизатор с пружиной.
Амортизационная вилкапередняя вилка со встроенным механизмом амортизации. Механизм амортизации принимает на себя и смягчает удары, которые приходятся на колеса во время езды, и таким образом на раму передается намного меньше тряски и ударов.
Б
Багажникметаллическая конструкция над колесом, позволяющая разместить на себе груз. Самый распространненый вид багажника - над задним колесом, но можно устроить багажник и над передним колесом.
База велосипедаРасстояние между осями переднего и заднего колес велосипеда.
Байкжаргонное название горного велосипеда.
БаттингПрименение труб с переменной геометрией (диаметром и толщиной стенки), которое позволяет снизить вес рамы велосипеда и, одновременно, увеличить ее прочность. Батированные трубы имеют минимальную толщину стенки в средней части и максимальную в узлах. Таким образом, более толстые стенки в узлах повышают прочность, а более тонкие в средней части экономят вес и лучше амортизируют неровности дороги. Баттинг - дорогая технология, поэтому используется на велосипедах достаточно высокого уровня.
БашингиВ пер. с англ. дословно - "направляющие". 1. Кольца, цилиндрики, которыми обкладываются штаны вилки с внутренней стороны, по которым непосредственно скользят ноги. 2. Алюминевые втулочки в креплении заднего амортизатора. Безрезьбовая рулевая колонка Более легкая, прочная и простая в регулировке рулевая колонка, чем традиционная резбовая. Разработана компанией DiaCompe около 10 лет назад.
Бескамерная покрышкаПокрышка, которая не требует камеры. Устанавлявается на специальные бескамерные обода или на обычные обода с применением специальной ободной ленты. Отличается от обычной камерной покрышки меньшим весом и сопротивлением качению. Кроме того, она лучше противостоит проколам. Из-за высокой цены применяется пока только на велосипедах высокого уровня.
БоббингЭффект раскачки задней подвески полноподвесочного велосипеда, который особенно сильно проявляется при силовом педалировании, например в гору.
Брызговикрезиновый или пластмассовый лоскут, который прикрепляют к переднему крылу для лучшей защиты велосипеда от грязи. В отличие от автомобильных, велосипедные щитки почти все самодельные.
В
ВелокомпьютерЭлектронное устройство, позволяющее считывать во время езды такие показания, как текущая скорость, пройденный километраж, время, максимальная скорость и др. Бывают проводные и беспроводные компьюторы, прогулочные, тренировочные, туристические, в т.ч. с функциями измерения пульса (пульсометр) и частоты педалирования (каденс). Принцип действия: датчик на вилке считает обороты колеса от магнита, прикрепленного на спице, и передает их в виде полезной информации на дисплей, который устанавливается на руле.
ВелотуфлиОбувь для езды с контактными педалями. На подошвах велотуфлей находятся устройства-крепления, позволяющие фиксировать туфли на педалях. Внешне туфли могут выглядеть похожими как на бутсы, так и на обычные кроссовки.
Ви-брейкВелосипедный ободной тормоз, который активизируеся стальным тросиком. Тросик напрямую сжимает рычаги тормоза, что дает максимальную мощность торможения. Впервые появился в 1990 году. Отличается высокой эффективностью, простотой и надежностью. Пришел на смену кантилеверным тормозам.
ВилкаОдин из основных элементов конструкции велосипеда, предназначенный для крепления к раме переднего колеса и выноса руля и обеспечивающий управление велосипедом. Может снабжаться амортизатором для повышения комфорта при езде по пересеченной местности.
ВтулкаЧасть колеса велосипеда, обеспечивающий его (колеса) вращение. На задней втулке крепится кассета для обеспечения привода колеса от системы посредством цепи. Крепится на передней и задней вилке велосипеда при помощи эксцентриковых стяжек.
ВыжимкаИнструмент для разъединения и соединения звеньев цепи. Без этого инструмента разомкнуть цепь можно, а вот сомкнуть (вставить на место выдвинутый пин) - почти невозможно. Вынос Он же вынос руля. Муфта для крепления руля к штоку вилки над рулевым стаканом. Различаются по методу изготовления (сварной, литой, фрезерованный), геометрии и количеству крепёжных болтов.
Г
Геометрия рамыРазмерности рамы и велосипеда в целом. Влияют на управление на большой/малой скорости, выдергивание и т.д. Стандартные характеристики - длина подседельной трубы, база, длина перьев, длина верхней трубы, угол наклона рулевого стакана, угол наклона подседельной трубы, провис каретки.
ГерконСокращение от "герметичный контакт". В велосипеде используется в качестве датчика для велокомпьютера. Контакт замыкается в магнитном поле (например, если поднести магнит).
Гибридный велосипедКомфортный шоссейный велосипед, предназначенный для скоростных поездок, в основном по хорошим дорогам. Прямой руль, компактная рама, возможность поставить универсальные покрышки (как у горного велосипеда) дают комфорт, а большие колеса и передаточные соотношения (как к шоссейного велосипеда) - большие скорости на шоссе.
Гидролиниясвязующая часть между тормозной ручкой и каллипером(тормозная машинка), педставляет собой пластиковую трубку (различного сечения, с разнным количеством слоёв, и армированием)-взависимости от назначения и производителя, в которой находится тормозная жидкость служащая для передачи тормозного усилия от ручки каллиперу.
ГиророторСпециальное устройство тормозов на велосипедах ВМХ, которое дает возможность вращать руль на 360 градусов во время выполнения трюков.
Головная стойкаСамая короткая труба рамы. Соединяет верхнюю и нижнюю косую трубу рамы. В головной стойке крепится передняя вилка. У очень маленьких рам головная стойка практически отсутствует (во всяком случае, трудно идентифицируема).
Гориллаарка перекинутая через колесо от одной штанины к другой на вилке, для придания б0льшей жёсткости и более равномерного распределения нагрузок. Для большей эффективности Ви-Брейков нередко ставят дополнительную гориллу - Бустер
Горный велосипедВелосипед, предназначенный для катания по пересеченной местности (не обязательно для езды по горам).
Городской велосипедВелосипед, предназначенный для использования в городе. Как правило, оборудуется крыльями, багажником, подножкой, и фонарями. Разновидность Комфортного велосипеда.
ГрипсыРучки из мягкого материала, устанавливаемые на руль, для более комфортной езды. Грипшифт манетка, где переключение передач осуществляется путём вращения ручки вокруг оси руля. обычно идёт как продолжение Грипсы
Д
ДатчикДеталь из комплекта велокомпьютера. Датчик крепится на пере передней вилки и принимает сигнал от магнита, вращающегося на спице.
Двойной баттингТехнология обработки велосипедных труб, при которой каждая труба подвергается батированию дважды. В результате получается труба с более толстыми стенками по краям и более тонкими в средней части трубы. Обычно, такие трубы являются более прочными и, одновременно, более легкими, чем трубы с стенкой постоянной толщины.
Двойной ободОбод, имеющий в своем сечении двойную стенку. Имеет более высокую прочность по сравнению с одинарным.
ДвухподвесВелосипед с передним (амортизационная вилка) и задним амортизаторами. Демпфер Элемент амортизатора, служащий для изменения (увеличения или уменьшения) скорости колебаний подвески. В велосипедных амортизаторах в качестве демпфера применяют эластомеры, а также масляные или воздушные картриджи.
ДертДисциплина ВМХ. Представляет собой преодоление трассы с насыпными грунтовыми холмами, трамплинами, контруклонами и другими препятствиями.
Дисковый тормозВелосипедный тормоз, имеющий тот же принцип действия, что и дисковый тормоз автомобиля. Тормозной диск крепится на специальный фланец втулки колеса. Сам тормоз (Caliper) с двумя тормозными колодками (Brake pads) устанавливается на переднюю вилку или заднюю стойку рамы так, что диск вращается между колодками. Тормоз приводится в действие стальным тросиком (механический дисковый тормоз) или посредством масла в гидролинии (гидравлический дисковый тормоз).
Дропаутывыступающая часть вилки/рамы, в которую вставляется переднее/заднее колесо. Бывают горизонтальными, что позволяет сдвигать колесо, лучше натягивать цепь на велосипедах с одной скоростью, а также изменять геометрию байка
З
ЗазорАбстрактное понятие механики. Зазор означает такое свободное пространство между двумя деталями, при котором они еще не соприкасаются. Как только поверхности деталей соприкасаются, говорят о натяге.
Замок велосипедныйМощный трос с замком, позволяющий закрепить велосипед на каком-либо стояке для того, чтобы, оставив его на улице, повысить шансы застать машину, вернувшись, на том же месте. А если проще: примитивное противоугонное устройство.
Замок цепиОсобое звено цепи, позволяющее без специальных инструментов размыкать и замыкать цепь.
Защита цепиДеталь, устанавливаемая на раму для защиты цепи от попадания в нее посторонних предметов (каковыми обычно оказываются вовсе не посторонние брюки велосипедиста).
Защитная гильзаДеталь, обеспечивающая защиту узла от попадания в него при нормальных условиях работы пыли, грязи и воды.
ЗвездочкаЗубчатое колесо цепного привода.
ЗолотникДеталь вентиля камеры. Назначение золотника v запирать воздух в камере.
Зонтик колесаУгол между плоскостью колеса и спицей.
И
Инструментнабор велосипедных инструментов включает в себя ключи обычные и специальные, отвертки, съемники, монтажки, выжимку и т. д.
Интегрированная рулевая колонкаТип рулевой колонки велосипеда увеличенного диаметра, в которой применяются закрытые промышленные шарикоподшипники вместо насыпных. Как правило, подшипники интегрированной колонки устанавливаются непосредственно в рулевую трубу рамы без промежуточных чашек.
К
Каденсчастота вращения педалей. Измеряется числом оборотов в минуту.
КалиперЧасть дискового тормоза, которая крепится за уши к раме/вилке, и при нажатии на тормозную ручку, прижимает тормозные колодки к ротору.
Камеракольцевая резиновая трубка, являющаяся основным амортизационным элементом для колеса. Устанавливается на колесо под покрышку. Воздух в камере удерживается с помощью вентиля.
Карбонуглепластиковый материал, применяемый для изготовления рам.
Кареткаузел, помещающийся в кареточной трубе. Каретка состоит из вала (оси) каретки, подшипников и двух шатунов..
Кареточная трубасамая нижняя и самая короткая труба рамы, в которой помещается кареточный узел.
КартриджТип конструкции каретки или рулевой колонки. Каретка-картридж состоит и неразборной герметичной капсулы с запрессовынными в нее закрытыми подшипниками и осью. Картриджная рулевая колонка состоит из закрытых промышленных подшипников, впрессованных в конусные чашки.
Кассетанеразборный узел задних ведомых звездочек.
Катафотсветоотражатель. Пластиковая деталь, предназначенная для отражения попадающего на нее света.
Кевларискусственное волокно, применяемое при изготовлении покрышек.
КластерКассета из скрепленных вместе звездочек.
Клещевой (бесконсольный) тормозсостоит из двух скоб, подвешиваемых на винте, который закрепляется в коронке передней вилки над передним колесом и в перемычке между перьями задней вилки над задним колесом. Клещевые тормоза бывают с центральной тягой и боковой тягой. В клещевом тормозе с боковой тягой тормозной трос соединяет две несимметричные скобы по одну сторону колеса. Трос проходит через рычаг левой скобы (на который опирается рубашка троса) и закрепляется винтом в рычаге правой скобы. В клещевом тормозе с центральной тягой две симметричные скобы соединены промежуточным тросиком, который с помощью крючка балансира подвешен на тормозном тросе. Тяговое усилие осуществляется на центр промежуточного тросика, что помогает устранить перекос скоб.
Клиндеталь крепления некоторого вида шатунов к валу каретки. Представляет из себя небольшой цилиндр с плоской лыской и резьбовой частью.
Клинчерочень узкая покрышка для колес спортивных велосипедов. Для клинчерной покрышки употребляется специальная узкая камера, и часто клинчером называют комплект покрышка-камера.
Ключ для конусовпохож на рожковый ключ, но самые кончики его захватов отогнуты в перпендикулярной ключу плоскости.
Ключ для трещоткипредставляет собой плоскую рукоятку с двумя штырьками для отверстий в конусе трещотки. Ключ комбинированный (<семейник>) специфический велосипедный ключ, представляющий собой металлическую пластинку со множеством отверстий и углублений в середине и по периметру для различных гаек. Очень неудобный и быстро ломающийся ключ. Единственно важный элемент такого ключа - это полукруглый вырез с зацепом на его крае для круглых гаек с прорезями. Такие гайки (контргайки) встречаются в кареточном узле и на рулевой колонке.
Ключ накиднойеще один вид ключа для шестигранных гаек. Отличается от рожкового тем, что головка имеет не открытый вырез, а сквозное шестигранное отверстие, должен надеваться на гайку сверху. Обеспечивает более плотный захват гайки.
Ключ ниппельныйключ для спицевых ниппелей. Может иметь различную форму, но основной элемент такого ключа - двугранная прорезь размером под ниппель.
Ключ рожковыйсамый распространенный вид ключа для шестигранных гаек. Плоская головка ключа имеет открытый вырез для гайки.
Ключ трубчатыйеще один вид ключа для тех шестигранных гаек, которые утоплены в каком-либо узле и которые невозможно ухватить рожковым ключом. Головка трубчатого ключа представляет собой небольшой цилиндрик с продолбленным или отштампованным шестигранным углублением, может иметь различные способы крепления к рукоятке, с помощью которой и осуществляют вращение головки.
Ключ шестигранныйключ для винтов, которые имеют круглую головку с шестигранным углублением. Ключ представляет собой Г-образно изогнутый (иногда Z-образно изогнутый) шестигранный стержень.
Колодка тормознаянеразборная колодка представляет собой брусочек твердой резины с металлическим штырем (для закрепления в тормозном рычаге), которая соприкасается с ободом и осуществляет торможение. Коломбус штангенциркуль с глубиномером.
Колонка рулеваярулевой стержень передней вилки в сборе с головной трубой и подшипниками.
Комфортный велосипедВелосипед, предназначенный для максимально комфортной, неторопливой езды по дорогам с различным покрытием.
Консоль тормозного рычагакороткий металлический штырь, приваренный к перьям вилки (задней и передней), на который крепится тормозной рычаг.
Консольный тормозвид ручного тормоза, у которого тормозной рычаг крепится на консоль рамы. Такой способ обеспечивает более жесткое торможение по сравнению с клещевым тормозом. Консольные тормоза бывают двух видов: кантеливерные и ви-брейк.
Контактная педальпедаль с встроенным механизмом фиксации велотуфли.
Контр уклонНаклонная плоскость/дорожка с поворотом в какую-либо сторону, для облегчения прохождения резких поворотов на большой скорости, с целью уменьшить закладывание велосипеда на бок относительно поверхности, так как Покрышки в таком положении уже плохо держат дорогу.
Контргайкагайка, навинчиваемая на ось сразу после конуса и служащая для закрепления конуса на оси. Контргайка может иметь различную форму в различных узлах. На осях колес - это обыкновенные шестигранные гайки. В кареточном узле - это плоская круглая гайка с несколькими двугранными вырезами по периметру гайки. На рулевой колонке это может быть круглая выпуклая гайка, нижний край которой имеет двугранные вырезы.
Конус подшипникадеталь подшипника, навинчиваемая на ось. Имеет на внешней поверхности беговую дорожку для шариков..
Кордпроволока, заделанная в края покрышки для придания ей жесткости.
Короначасть Амортизационной Вилки. В Корону Впрессовываются/крепятся Ноги и Шток. Также существуют Двухкоронные вилки: одна корона снизу рулевого стакана, другая - сверху. Две короны применяются для длинноходных вилок, рассчитанных на большие нагрузки.
Коронкапередней вилки у некоторых велосипедов (типа отечественных <Турист>) - срединная поперечная часть вилки. В коронку впаиваются перья вилки с одной стороны, и с другой стороны - рулевой стержень.
Косая трубатруба, соединяющая рулевую и кареточную трубы рамы.
Косынки(сленг) куски алюминия, специальной формы, навареные на раму (или другой предмет) в места особо сильной нагрузки для увеличения прочности данного места.
Котелок(сленг) -лёгкий шлем без защиты челюсти.
Кривошипто же, что шатун.
Кросс-кантривид соревнований для внедорожных велосипедов, гонка по сильно пересеченной местности. Дистанция кросс-кантри состоит из нескольких кругов длиной около километра и в целом составляет обычно 10 км.
Крылопластмассовая или металлическая деталь над колесами, служащая для отражения грязи при движении.
Л
Люфтсвободное хождение какой-нибудь детали, не предусмотренное конструкцией, обычно возникает при износе трущихся деталей, рабалтывании болтов/винтов и проч
М
МанеткаУстройство управления переключателем скоростей. Бывают дискретного типа и не дискретного ) (сейчас уже не выпускаются, раньше стояли на Старт-Шоссе и проч.) Манетки дискретного типа делятся на рапидфайр(Shimano) и грипшифты.
Маунтин-байкЖаргонное название горного велосипеда.
Механический дисковый тормозсм. Дисковый тормоз
Мод(сленг) велосипед для триала, без лишностей, с очень низкой рамой и небольшими, но широкими 20" колёсами, цепкими тормозами.
Модуляцияэто свойство тормоза адекватно реагировать на нажитие тормозной ручки - чем сильнее жмёшь на ручку, тем сильнее тормозит, слабее жмёшь, слабее тормозит. Когда говорят, что у тормоза нет модуляции - значит он работает по принципу вкл/выкл, т.е. все, сложнее прыжков на переднем колесе на нем выполнять проблематично.
МонококВелосипедная рама (обычно алюминиевая или углепластиковая), которая состоит из одной или нескольких цельных частей. Монококовая конструкция позволяет существенно снизить напряжения в узлах рамы и, одновременно, повысить ее прочность.
Монтажкилопаточки, предназначенные для шиномонтажа, чтобы снимать/одевать тугие покрышки и не изуродовать при этом ни покрышку, ни камеру, ни обод. Бордировочные лопаточки.
Мортер(сленг) сокращение от амортизатор.
Н
Навесканавесное оборудование (система переключения передач, т.п.)
Несимметричный ободДругое название OCR (Off Center Rim) - обод со смещенными отверстиями для спиц. Разработка Тома Ричи (Tom Ritchey). Сдвиг отверстий ближе к одной стороне обода делает расположение спиц (зонтик колеса) более симметричным, а заспицованный обод более прочным. Ниппель ниппелем называется специальная гайка, крепящая спицы к ободу. Бывает нескольких видов - стальной, люминевый и бронзовый. Применение нипелей, определяется их свойствами. 2. Ниппелем называется специальное устройство, интегрированное в камеру (см.камера), предназначенное для одностороннего прохождения воздуха из насоса в камеру.
О
ОбодВнешняя часть колеса, являющаяся каркасом для покрышки. По своему размеру и параметрам, так же, как рама, подразделяется на различные виды. Для лучшего сочетания веса и прочности выполняется из алюминия и может иметь 1-2-3-слойную структуру. С втулкой соединяется спицами.
Одинарный ободОбод, имеющий в своем сечении одну стенку. Устанавливаются на велосипеды начального уровня: прогулочные, городские, детские.
Односкоростной велосипедВелосипед с одной передней и одной задней звездами, т.е. без системы передач.
Осевое биениеОтклонение периметра обода или звезды от плоскости вращения. В механике используется термин "торцевое биение". Жаргонное название осевого биения v "восьмерка". Восьмерка особенно критична для велосипедов с ручными тормозами, поскольку кривой обод начинает задевать о тормозные колодки. Боковое биение на передних звездах приводит к плохому переключению цепи, особенно на крайних звездах, куда цепь или не переходит, или соскакивает.
ОсьЦентральная часть подшипникового узла с наружной резьбовой частью. На ось крепятся конуса подшипников с контргайками и соответсвующий узел (втулка колеса, шатуны каретки). Сама ось опирается (через посредство шариков) на чашку подшипника. С помощью оси весь узел крепится на раме. Ось есть и в ролике переключателя. Там в качестве оси служит винт, с помощью которого ролик крепится в рамке переключателя, а втулкой являются короткие металлические трубочки.
Открытая ваннаТип конструкции амортизатора, когда пружина помещается в масло. Масло работает и как смазка, и как охлаждающий агент, и как демпфер. Разработка Marzocchi. Встречается в кострукциях Marzocchi, RockShox и других производителей.
Отскокнастройка/характеристика амортизатора/амортизационной вилки. Влияет на скорость возвращения амортизатора в исходное положение, при прекращении сжимающих нагрузок. Когда отскок неисправен/отсутствует, то вилка/амортер "стреляет" что не есть хорошо, ибо энергия не гасится, и байк может выпрыгнуть, задрать перед или зад, раскачаться, что никак не ожидается в экстремальных ситуациях.
П
ПараллаксТип конструкции задней велосипедной втулки увеличенного диаметра с симметричным расположением опорных подшипников относительно ее центра. Такое расположение дает равномерное распределение нагрузки между обоими подшипниками. Применяется практически во всех горных группах Shimano начиная с 7-скоростных.
Параллельный сдвигЗапатентованная Shimano конструкция тормозов V-brake. Имеет параллелограммное соединение тормозных рычагов, благодаря которому тормозные колодки двигаются параллельно поверхности обода. В результате повышается эффективность торможения, а более равномерный износ существенно увеличивает ресурс колодок.
ПегиСпециальные стальные или алюминиевые циллиндрические опорные подножки (стаканы), устанавливаемые на оси переднего и/или заднего колес велосипедов ВМХ. Используются в качестве опоры для ног в фигурном катании (flatland), для скольжения (sliding) по лестницам и перилам (freestyle) и других трюков.
Педальпедали бывают обыкновенными, контактными, или оборудованными туклипсами. -ось (ось вращения педали, неподвижна относительно шатуна)
Перевертыш(сленг) амортизационная вилка "перевёрнутой" конструкции, когда как бы штаны находятся сверху, вместе с коронами, а ноги торчат вниз.
Передаточное соотношение приводасоотношение числа зубьев (или диаметра) передней звезды к числу зубьев (или диаметру) задней звезды в выбранной передаче. Например: 42/13 (180/55 мм) или 22/15 (150/63 мм).
Передаточное число приводачастное от передаточного соотношения. Например: 42/13=~3,2 или 22/15= ~1, 5
Передачапонятие, описывающее выбранную в данный момент комбинацию передней и задней звезд. Например: 1-6, или 3-2. Полный диапазон передач определяется произведением числа передних звезд на число задних звезд. Например: 1*5=5, или 3*7=21, или 2*5=10.
Переднеподвесвелосипед с подвеской переднего колеса - амортизационной вилкой.
Переключательустройство, перебрасывающее цепь с одной звездочки на другую для изменения передаточного числа привода (переключение передачи). Переключатели бывают передними - для передних звезд, и задними - для задних звезд.
Переспицовкаполная переборка спиц колеса без разборки втулки.
Перья вилкипараллельные (или почти параллельные) трубы, из которых состоит вилка (передняя или задняя), и в которые вставляются колеса.
Петух рамыНаконечник пера передней вилки, в который вставляется ось колеса. Металлическая деталь на одной стороне задней вилки, в которой крепится задний переключатель. Может быть выполнен отдельно или являться неотъемлемой частью рамы. На алюминиевых и титановых рамах петух как правило съемный, потому что при ударе переключателем есть вероятность его согнуть, или даже сломать. На стальных рамах петух делается несъемным, но этого бояться не надо. На такой раме его погнуть очень сложно.
Пин1. Шип на педалях типа "топталки". 2. Небольшая деталь цилиндрической формы, соединяющая звенья цепи.
Пистондеталь, вставляемая в некоторые двойные обода для придания им дополнительной жесткости. Представляет из себя небольшую втулочку для спицевого ниппеля.
Пистонированный ободОбод, имеющий специальные втулки (пистоны) в отверстиях для спиц. Пистоны равномерно распределяют нагрузку со стороны ниппеля спицы вокруг отверстия обода, в результате чего материал обода испытывает меньшие локальные напряжения и обод дольше служит. Однако, пистонированный обод немного тяжелее, чем непистонированный.
Плашка зубчатая седладеталь крепления некоторых видов седла на подседельный штырь. Представляет собой небольшую металлическую пластинку с отштампованными насечками-углублениями.
Подвескаполное устройстово амортизации, включающее в себя пружину и демпфер.
Подседельная трубатруба рамы, в которую вставляется подседельный штырь. Соединяет верхнюю и кареточную трубы рамы.
Подседельный штырьштырь, вставляемый в подседельную трубу рамы. Hа штыре закрепляется седло.
Подшипникузел , основное назначение которого - уменьшить трение вращающихся деталей друг о друга. Во втулках колес неподвижная ось опирается на шарики подшипника, а по шарикам вокруг оси вращаются втулки. В кареточном узле и в рулевой колонке наоборот: подвижная ось вращается по шарикам подшипника, а сам подшипник посредством шариков опирается на раму. Подшипники пристуствуют также в трещотке (кассете), в роликах заднего переключателя, в некоторых манетках.
Подшипники каченияв подшипниках качения между вращающейся и невращающейся деталями узла присутствуют шарики, которые уменьшают в нем трение.
Подшипники скольженияв подшипниках скольжения шариков нет, вращающуюся и невращающуюся детали разделяет только масляная прослойка, которая и уменьшает трение.
Покрышканаружная часть шины, защищающая камеру от внешних механических воздействий. Покрышка имеет различный рисунок-насечку, то есть, так называемый протектор.
ПолусликУниверсальная покрышка с гладким рисунком протектора в центральной части и грунтозацепами по бокам, предназначенная для асфальтированных дорог, а также сухих укатанных грунтовых трасс.
Предварительная установка амортизатораФункция регулируемых амортизаторов. Позволяет настроить передний или задний амортизатор велосипеда на вес конкретного ездока для оптимальной работы амортизатора и максимально комфортной езды.
Приводмеханизм передачи усилия от ног велосипедиста к ведущему колесу велосипеда. Включает в себя педали, шатуны, каретку, цепь, переднюю (ие) и заднюю (ие) звезды.
Провал кареткиРасстояние, на которое опущена ось каретки относительно линии, соединяющей оси переднего и заднего колес велосипеда.
Прорайдерпрофессиональный райдер. Человек для которого байкинг стал профессией, с помощью которой он зарабатывает деньги, славу и шишки
Протекторрубчатый рисунок на поверхности покрышки. Вид и характер рисунка определяет рабочие свойства покрышки и область ее применения.
Профилированная звездазвезда, зубья которой имеют различную форму как по толщине, так и по ширине. Это улучшает способность цепи переключаться со звезды на звезду. В отличие от профилированной звезды непрофилированная имеет все зубья одинаковые между собой по толщине и по ширине.
Пружинка ленточнаядеталь из комлпекта тормозной втулки.
Пружинка трещоткидеталь из комплекта трещотки. Представляет собой маленькую стальную полоску, которая устанавливается внутри храпового механизма. Назначение пружинки - подпирать собачку и загонять ее в каждый уступ храпового механизма во время вращения трещотки.
Пыльникдеталь, которая насаживается на ось втулки или каретки с целью закрыть щель вокруг подшипника и защитить его от пыли и грязи. В общем случае пыльник представляет из себя металлическое, пластмассовое или резиновое кольцо.
Р
Радиальное биениеИзменение радиуса колеса при разных углах поворота.
Разборная колодкаметаллическая кюветка со штырем, в которую надо вставлять резиновый вкладыш.
Размер рамыИзмеряется по длине подседельной трубы в дюймах или сантиметрах. Существуют две основные системы измерения размера рамы: 1. "центр-центр" (СС) - от центра каретки до центра пересечения верхней и подседельной труб и 2. "центр-топ" (СТ) - от центра каретки до верхнего края подседельной трубы. Разные производители велосипедов и рам применяют разные системы.
Рама"скелет" велосипеда, основная металлическая (или из других материалов) конструкция, на которую крепятся все остальные детали. Рама состоит из слитно спаянных труб и отдельно - передней вилки.
Рамка переключателяу заднего переключателя две пластины примерно одинаковой формы, между которыми расположены ролики. У переднего переключателя тоже две пластины примерно одинаковой формы, между которыми проходит цепь.
РевошифтСистема фиксированного переключения передач путем вращения цилиндрических ручек на руле. Разработка Shimano.
Резьба левая осуществляет завинчивание против часовой стрелки. В велосипеде на левую резьбу завинчен конус (крышка) трещотки и левая педаль в шатуне.Ригиджесткий велосипед, велосипед без амортизаторов.
Рогаметаллические или пластиковые стержни, по форме напоминающие рога коровы. Hавинчиваются на концах прямых рулей. При длительной езде рога позволяют изменить посадку, то есть разгрузить одну группу мышц и нагрузить другую.
Рожковый ключсамый распостраненный вид ключа для шестигранных гаек. Плоская головка ключа имеет открытый вырез для гайки.
РокрингЗащитный диск для защиты передних звезд от ударов о препятствия. Обычно изготавливается из алюминия, стали или специального пластика. Устанавливается вместо самой большой передней звезды на велосипедах для экстримальной езды (dert, downhill, jumping, trial и т.п.).
Роликив заднем переключателе небольшие колесики, иногда зубчатые, иногда круглые, которые крепятся в рамке переключателя. Верхний ролик служит для перетаскивания цепи со звездочки на звездочку, а нижний ролик при этом поддерживает ее постоянное натяжение.
Роллерная втулкаТип задней втулки свободного хода, в которой сцепление осуществляется с помощью роликов. Отличается более плавным сцеплением, меньшим свободным ходом и бесшумной работой.
Роллерный тормозВелосипедный барабанный тормоз закрытого типа с приводом от стального тросика. Конструктивно представляет собой барабан, внутри которого вращается другой - внутренний тормозной барабан. Торможение начинается когда ролики расходятся и начинают прижимать томозные колодки внутреннего барабана к внешнему. Роллерные тормоза отличаются плавностью торможения, лучше, чем механические ободные тормоза, работают в сырую погоду. Устанавливаются на Комфортные велосипеды.
Ротордиск от дискового тормоза.
Рубашка (оболочка)тросика гибкая оплётка, устойчивая к продольному сжатию, через которую пропускают трос от тормоза или от переключателя. Обычно применяется для проводки троса от ручки/манетки к раме, от рамы до конечного устройства(тормоз или переключатель) и в местах изменения направления протяжки троса по раме.
Рукоятка(ручка) тормозная механизм, служащий для натяжения тормозного троса и располагающийся на руле.
Рулевая колонкасм. колонка рулевая
Ручной тормозможет быть установлен на любые типы велосипеда, и обязательно - на многоскоростные. В системе ручного тормоза тормозные колодки воздейстуют непосредственно на обод колеса (или на диск, жестко связанный с осью колеса). Колодки приводятся в действие через систему трос-рукоятка. Ручные тормоза можно разделить два типа - консольные и бесконсольные (клещевые).
Рычажковая манеткаможет располагаться на руле (у горных велосипедов) или на косой трубе (у шоссейных велосипедов). Основная деталь рычажковой манетки - рычажок, который велосипедист поворачивает вокруг небольшого барабана. Поворот рычага наматывает на барабан переключательный трос, и тем самым укорачивает его.
Рэпид-файр манеткаманетка, в которой велосипедист большим и указательным пальцем воздействует на два рычажка, смонтированных в нижней части манетки. Рычажки имеют противоположный ход и приводят во вращение шестеренку, которая наматывает на себя переключательный трос, тем самым укорачивая его.
С
Сальник подшипникадеталь, которая закрывает подшипник и не позволяет смазочному маслу выйти из него, а также защищает его от проникновения внешней грязи. Сальник может представлять из себя волокнистую прокладку, пропитанную маслом, или резиновую манжету.
Свечаполет в свече означает существенное опускание заднего колеса (больше 45 градусов) относительно переднего. Чаще всего используется для надежного приземления на заднее колесо. Также может быть особенностью гоночной техники байкера.
Синглспидвелосипед с одной единственной передачей(скоростью, передаточным соотношением).
СинглтрекКатание по узким или труднопроходимым местам. Узкоколейка.
Системаузел шатунов и ведущих звездочек.
СитибайкГородской дорожный велосипед.
Складной велосипедВелосипед, у которого можно сложить нижнюю косую трубу рамы с помощью особого устройства, располагающегося на этой трубе. Верхней трубы у складного велосипеда обычно нет (а если есть, то, конечно, и ее можно сложить подобным же образом).
Скоростной спускСтиль экстремального катания на велосипеде по пересеченной местности, включающий в себя спуск с горы на время. Соревнования по Downhill проводятся летом на горнолыжных трассах.
Скорость велосипедато же, что и передача велосипеда.
Сликшоссейная покрышка, гладкий протектор которой имеет неглубокие дождевые насечки.
Сложитьупотребимо в основном к ободам и рамам. = сломать.
Смазкаобщее название различных видов масел, применяемых в узлах велосипеда для уменьшения трения. В самом первом приближении смазки делятся на на жидкие и густые.
Собачка трещоткималенькая металлическая деталь внутри храпового механизма трещотки. Имеет вид флажка и ничем не напоминает собачку. Служит для того, чтобы допускать вращение трещотки в одном направлении, и тормозить вращение в обратном.
СофттейлРазновидность двухподвесочного велосипеда, у которого задний амортизатор имеет малый ход (1-2 дюйма). Как правило, софттейл не имеет шарниров вращения в конструкции рамы, а ход заднего колеса достигается упругостью нижних перьев рамы.
Спицатонкий штырь, соединяющий втулку колеса с его ободом.
Стаканвертикальная труба в передней части рамы, в которую вставляется шток вилки
Сталькомпонент сплава металлов для изготовления рамы.
СтокВелосипед для триала, более схожий с МТВ, чем мод. В основном отличие в большем диаметре колёс и более высокой рамой.
Стопьеэлемент велотриала, при котором велосипедист отрывает заднее колесо от земли и некоторое время балансирует на переднем колесе.
СтритСтиль свободного катания на ВМХ в городе, в т.ч. в городских парках. Трасса обычно состоит из различных искусственных препятствий: бордюров, перил, лестниц, парапетов и т.п. Для скольжения (sliding) по ним велосипед ВМХ оборудуется прочными стальными пегами.
СтупицаСовременная конструкция задней втулки со встроенным кластером. Колесная ступица содержит 7-9 звездочек и правосторонний подшипник внутри кластера.
СупперМеханизм, обеспечивающий постоянство натяжения цепи для систем привода с перебрасыванием цепи по звездочкам. Является частью заднего переключателя.
Суппортчасть заднего переключателя, снабженная пружиной и держащая в себе трос. На одном конце суппорта закреплена рамка с роликами. Суппорт приводится в движение тросом и обеспечивает постоянство натяжения цепи при ее переключении по звездочкам.
Съемникособый вид инструмента, позволяющий снять трещотку (кассету) или шатуны. Для шатунов и трещотки служат разные съемники, отличающиеся по виду и устройству.
Сэгход, на который прожимается вилка (или задний амортизатор) когда вы садитесь на велосипед. Для кросскантрийного байка сэг должен составлять 10-15% от хода подвески, для даунхильного байка -- 25-30%
Т
ТермопластикВысокомодульный нейлон, используемый в производстве велосипедных рам. Подготовленная ткань из углеродных волокон пропитывается расплавленным нейлоном и эпоксидной смолой и закладывается в специальную форму. Затем нагревается и прессуется.
ТитанМеталл, применяемый для производства велосипедных рам. Отличается высокой удельной прочностью, практически не накапливает усталость и не корродирует. Высокая себестоимость производства труб из титановых сплавов обуславливает высокую цену титановых велосипедных рам.
Тормоза гидравлическиеУ гидравлических тормозов вместо тросиков используются гидролинии. Самые мощные тормоза из существующих. Позволяют полностью заблокировать колесо при минимальных усилиях. Способны работать в любых погодных условиях. Такие тормоза идеально подходят для экстремальных дисциплин, когда нужна надежность и мощность торможения. Бывают ободные и дисковые. Дисковые тормоза получили огромное распространение в последние 2-3 года. Основное назначение - даунхил, фрирайд. Однако довольно часто встречаются на слаломных и кросс- кантрийных велосипедах.
Тормоза механическиеЭто тормоза, у которых усилие от тормозной ручки передается на тормоз с помощью тросика. Кантеливерные- имели распространение на горных велосипедах первой эпохи, сейчас очень редки и встречаются только на дешевых велосипедах, которые горными-то можно назвать только по внешнему сходству - эффективность таких тормозов слабая. V-brake (векторные тормоза) - имеют самое широкое распространение и массу разновидностей... Самые легкие из существующих типов тормозов. Отличная эффективность при простой настройке и в хорошую погоду. Однако заметно хуже работают в мокрую погоду и грязь. Дисковые тормоза. Плюсами любых механических дисковых тормозов перед ободными являются: работоспособность в любых погодных условиях при такой же простоте в установке и регулировке. А так же некоторая способность ездить с поврежденным ободом.
Торсионная жесткостьУстойчивость к боковым нагрузкам, к скручиванию.
Торцеваниестачивание краёв трубы с целью выравнивания боковых сечений.
в идеале они должны быть сторого перпендикулярны оси трубы и, соответственно, параллельны между собой. Обычно торцуют Рулевой Стакан, для более плотной и правильной запрессовки Рулевой КолонкиТрансмиссияВсе детали и узлы велосипеда, отвечающие за передачу механической энергии во вращательное двежение ведущего (заднего) колеса. Трансмиссия состоит из каретки и кривошипно-шатунного механизма, цепи, звездочек кластера, а также переднего и заднего переключат
ТрещеткаБлок задних звездочек свободного хода с внутренней резьбой для крепления на втулку (под трещетку). Относительно старая система, применяемая на простых, недорогих велосипедах.
ТриалВелосипедная дисциплина. Представляет собой преодоление естественных и искуственных препятствий на время. Касания ногами земли штрафуются. Балансирование на одном колесе, прыжки, другие приемы виртуозного владения велосипедом используются для преодоления препятствий.
Триггерная манеткаманетка, где переключение передач осуществляется с помощью рычажков, за которые надо дёргать пальцами.
ТросикМеталлический плетеный трос, с помощью которого приводятся в действие рычаги тормоза и переключатели цепи.
ТуклипсСпециальнные кронштейны на педалях велосипеда, служащие для жесткого крепления ног к педалям с помощью ремешков. Позволяют более эффективно педалировать не только в фазе "нажатия", но и в фазе "подтягивания" ноги вверх. В последние годы большинстве случаев туклипсы уступили место контактным педалям.
ТурингТуристический велосипед.
У
Успокоитель цепикак правило необходимое для агрессивной езды устройство. Ставится вместо переднего переключателя, и не дает цепи соскальзывать с передней звезды ( для использования устройства практически всегда необходимо оставить спереди одну звезду). Существует несколько вариантов подобных устройств - с рокрингами и без них, с роликами и с рамками.
Ф
ФараДеталь электрооборудования. Предназначена для излучения света и устанавливается так, чтобы светить вперед (обычно - на дорогу перед велосипедом).
ФланецОбодок втулки с дырочками для закрепления спиц.
ФлипперСпециальная ободная лента из тонкой резины или прочного синтетического материала, предохраняющая камеру от возможных проколов концами спиц.
ФлэтлэндДисциплина ВМХ. Разновидность фристайла. Применяются различные приемы фигурного катания на ровной площадке: вращения, балансирование на разных частях велосипеда, движения вперед и назад и т.п.
ФрикостерСпециальный мехнизм втулки, позволяющий ехать назад не крутя педали.
ФрирайдСтиль экстремального катания на велосипеде по пересеченной местности, совмещающий в себе скоростные спуски и подъемы, экстремальные прыжки и прямые, технически сложные участки.
ФристайлДисциплина ВМХ. Представляет собой фигурное катание на велосипеде с исполнением разнообразных трюков. Используются велосипеды с очень крепкой рамой и вилкой, которые дополнительно оборудуются пегами и ротором.
ФуллфейсШлем, типа мотокроссового, который целиком защищает голову а так же челюсть. Почти на всех таких шлемах еще есть козырек - он защищает от грязи, пыли и солнца
Х
ХардтейлВелосипед, не имеющий заднего амортизатора.
Ход колесаХод колеса велосипеда с амортизатором, т.е. расстояние, которое проходит колесо между фазами максимального сжатия и максимального расширения амортизатора. Обычно, измеряется в дюймах для заднего колеса и в миллиметрах для переднего.
ХомутВид крепления. Простейший хомут представляет из себя кольцевую металлическую или пластмассовую полоску, концы которой стягиваются винтом с гайкой. Хомутиками крепятся велокомпьютер на руль, датчик на перо вилки. Зажим подседельного штыря тоже можно рассматривать как хомут.
ХроммолибденCтальной сплав с добавлением хрома и молибдена для получения более высокой прочности. Используются для изготовления велосипедных рам, вилок и других частей, когда требуется максимальная прочность. Наиболее распространенный в ВМХ сплав - 4130. Из него делают рамы, вилки и другие компоненты.
Хромольчасто используемое сокращенное название материала применяющегося при производстве рам. Представляет из себя сталь с примесями хрома и молибдена (CroMo)
Ц
Центровка1. Установка обода строго по центру относительно осевого и радиального центров втулки колеса. Выполняется при помощи регулировки натяжения спиц. 2. Регулировка положения тормозного механизма, при котором тормозные колодки располагаются на одинаковом расстоянии
ЦепьПривод для передачи тягового усилия от передних звезд - задним (кассете).
Ш
ШатунЭто рычаг. Связующее звено между кареткой и педалями. Шатуны подразделяются на 4х и 5ти лапки- Количество соединительных элементов с звездой / рокрингом. Они разлечаются так же по длине и стандарту крепления к каретке.
ШипыСтальные шипы на покрышке, предназначенной для зимней езды. В отличие от автомобильных покрышек, велосипедные довольно редко шипуют народные умельцы, в основном шипованые покрышки - фабричного производства.
ШифтерМеханизм управления передним и/или задним переключателем, установленный на руле велосипеда. Другое название - манетки.
Штокобычно подразумевается часть Вилки, которая вставляется в Рулевой Стакан, и на которую крепится вынос (безрезьбовой случай). Также штоком есть в заднем амортизаторе.
Э
Эксцентрик"Быстрый" фиксатор колес велосипеда или подседельного штыря. В отличие от гаечного крепления позволяет быстро монтировать и демонтировать колеса, а также изменять высоту седла без использования инструментов.
ЭластомерПружина, сделанная из синтетической резины. Сжатый эластомер стремится вернуться в исходное положение без паразитных колебаний, поэтому не требует системы их подавления (демпфера).
Я
ЯкорьРаспорка, вбиваемая сверху внутрь Штока Вилки, для притяжки Выноса плотнее к Рулевой, во избежание люфта, при установке вилки/выноса на велосипед. продаются вместе с заглушками(крышками) и болтом. Бывают с отверстием, рассчитаным для того, чтобы пропустить через шток гидролинию/трос от переднего тормоза, для б0льшего комфорта при исполнении некоторых трюков