Про переход на 1 ведущую звезду уже написано очень много статей и снято масса видеообзоров. Тем не менее среди новичков и даже любителей все еще встречаются не посвященные в тему люди, да и в многочисленных статьях и обзорах зачастую нет полного раскрытия данной темы.
Причины перехода.
Классическая система шатунов, которой производители велосипедов оснащают абсолютное большинство своих бюджетных и начальных любительских байков, обладает 3-мя звездами 42/34/24 зубцов. Несколько реже на таких велосипедах можно встретить систему с 2-мя звездами на 36/22 зубцов.
Однако при катании большинство велолюбителей крайне редко переключаются со средней звезды (на системе с 3-мя звездами) на соседние, т.к. средняя звезда с 34 зубцами закрывает львиную долю потребностей в передачах. При этом остальные звезды, передний переключатель, левая манетка не используются и лишь утяжеляют велосипед и усложняют его управление.
Преимущества.
Преимущества системы с 1 ведущей звездой вполне очевидны. Первое и основное - это упрощает процесс переключения скоростей. Второе - снижает вес трансмиссии и велосипеда в целом. Третье - снижает стоимость обслуживания системы, т.к. стоимость замены отработавшей свой ресурс звезды для сингл системы существенно ниже, чем стоимость более-менее приличной системы шатунов с 2-мя или 3-мя несъемными звездами, которую приходится менять полностью.
Нюансы и ошибки.
Теперь о нюансах и типичных ошибках. При выборе комплектующих для системы с 1 звездой есть риск совершить ряд ошибок, которых при более углубленном изучении вопроса, можно было бы избежать. Поговорим же об этих ошибках, чтобы вы не допустили их.
Ошибка 1. Неправильно выбранное количество зубцов ведущей звезды.
При переходе на 1 ведущую звезду у велолюбителя появляется выбор из ассортимента звезд с разным количеством зубцов. Для самого популярного стандарта таких систем 104BCD, к примеру, есть в наличии звезды с 32, 34, 36, 38 и более зубцами. Большее количество зубцов дает прирост к скорости велосипеда, меньшее - к мощности, которая необходима на подъемах.
И вот здесь, в погоне за скоростью, вас может ожидать неприятный сюрприз, т.к. можно не угадать с размером звезды и взять ту, у которой зубцов побольше. Дело в том, что в зависимости от конструкции некоторых велосипедных рам, их задние перья могут не позволить разместить звезду большого размера.
Проблема достаточно просто решается добавлением специальных проставок для каретки, которые смещают положение звезды немного дальше от “пера”, что дает установить звезду практически любого размера.
Но при избытке проставок может возникнуть другой подвох – перекос цепи, когда передняя ведущая звезда будет смещена относительно центра кассеты в сторону ее малых звезд. Такое смещение будет вызывать сильный перекос цепи при переключении на большие звезды. Из-за этого переключение на низкие передачи может происходить не четко, с заминкой, плюс при этом существенно возрастает интенсивность износа цепи, что сильно сокращает срок ее службы.
Следовательно правильное положение передней звезды можно определить по ровной линии без перекосов, при нахождении цепи на середине кассеты. Такое положение даст возможность четко без заминок переключаться по всему диапазону звезд сзади и обеспечит большой срок эксплуатации цепи.
Совет: Для большинства рам оптимальный размер передней ведущей звезды – 32 - 34 зубца. За очень редким исключением, такая звезда позволяет правильно ее установить на любую раму, и кататься в последствии с комфортной для себя скоростью.
Ошибка 2. Малый диапазон передач кассеты.
Отказываясь от лишних звезд спереди вы теряете мощные передачи, которые необходимы на крутых подъемах. Если вы проживаете и катаетесь в регионе с равнинным рельефом, то в этом случае это абсолютно не критично и вам скорее всего будет вполне достаточно штатной кассеты на заднем колесе, которая в большинстве случаев будет иметь от 8 до 10 звезд, а её самая большая звезда будет иметь не менее 32 зубцов.
Если же вы катаетесь в местах с холмистой местностью, оврагам и другим местам, где есть подъемы, то штатного диапазона кассеты скорее всего не хватит для того, чтобы комфортно преодолевать сложный рельеф.
В этом случае вместе с заменой системы шатунов, также потребуется и замена кассеты на другую, с большой звездой на самой низкой передаче, по крайней мере на 42 зубца. И вот здесь владельцев велосипедов с 8-9 скоростной трансмиссией поджидает ещё один подвох, т.к. 8-9 скоростные переключатели в абсолютном большинстве случаев имеют поддержку больших звезд с не более чем 34-36 зубцами, а для установки кассеты с 42 зубцами потребуется специальный переходник-удлинитель для заднего переключателя.
Совет: при переходе на систему с 1 звездой тщательно проанализируйте, достаточно ли останется передач для вашего стиля катания и рельефа местности. В случае сомнений обратитесь за консультацией в мастерскую.
Ошибка 3. Использование компонентов трансмиссии с разной степенью износа.
И последняя распространенная ошибка – это попытка использовать вместе с новой ведущей звездой старую изношенную растянутую цепь и притертую под такую цепь кассету.
Изношенные компоненты всегда “стремятся к равновесию”, поэтому начинают сами с высокой интенсивностью “подгонять под себя”, изнашивать, очутившийся в такой системе новый элемент. А если износ цепи очень высокий, то поехать на такой трансмиссии с новой звездой спереди и вовсе не получится, т.к. звенья растянутой цепи попросту будут не совпадать с зубцами новой звезды.
Совет: если трансмиссия вашего велосипеда все еще корректно работает со старой системой шатунов, но уже при этом достаточно долго и интенсивно эксплуатировалась и выработала большую часть своего ресурса, то при переходе на новую систему шатунов с 1-й звездой спереди необходимо заменить и цепь и кассету.